воскресенье, 12 января 2014 г.

Медиация и коррупция: почему они не "живут" вместе




В качестве вступления. Заканчивая прошедший год проигрышем в суде первой инстанции по делу об автомобильной дороге, я в предпоследний день старого года написала об этом и о своем желании объяснить читателям, почему я считаю медиацию в подобном споре не только предпочтительным, но и необходимым способом разрешения споров. Но, чтобы объяснить это, мне показалось необходимым хоть как-то рассказать собственно о медиации, что я и сделала в первой публикации этого года.
Но, начав писать, я поняла, что не хочу ограничиваться короткими формальными разъяснениями, а хочу поделиться своими мыслями и наблюдениями, появившихся в результате участия не только в этом деле, но и в других делах, да и не только в судебных делах. Понимая, что рискую тем, что читатели забудут цель открытия этого блога – освещение проблемы строительства такой важной для нашего города дороги, я решила все же пойти этим «долгим» путем. И уделить вопросу, лично  мне представляющемуся более важным, столько времени, сколько это потребуется для раскрытия темы))
В результате первой же публикации, затрагивающей вопросы деятельности медиатора, как показывает статистика, количество просмотров блога выросло с примерно десяти в день до ста и более, география аудитории составила десять стран, статью кое-кто перепостил, откликнулись на нее мои коллеги-медиаторы из Москвы, Санкт-Петербурга, Украины. В ФБ у нас состоялись, на мой взгляд, очень важные, конструктивные и интересные профессиональные дискуссии. Я очень благодарна коллегам и за поддержку, и за идеи, и за высказанные мнения и за потраченное время тожеJ.
Но при этом, продолжая свою работу в рамках все же «дела о пересечении двух дорог», я отмечаю, что чувствую бОльшую ответственность перед бОльшей аудиторией. Очень важным для меня, и коллеги это знают по моим постам в сообществах, являются вопросы соблюдения этических норм, границы которых иногда «замыленным» взглядом бывает трудно разглядеть, почему тогда я и прошу коллег высказать свою точку зрения относительно какого-то вопроса. Прошу его и сейчас: я помню о необходимости этичности, я проверяю и перепроверяю свои ощущения, но я могу ошибаться и не видеть очевидного, поэтому всегда буду рада, если кто-то найдет время и выскажет свое мнение  и свое видение.

И, далее, возвращаясь к моменту получения отказного решения (текста которого мы пока так и не видели), я, собственно, хотела написать коротенько о преимуществах медиации в целом и в отдельных случаях, а также о причинах, по которым, на мой взгляд, коррупция в медиации невозможна.
И вот сейчас я думаю, можно ли объяснить причины невозможности коррупции в медиации, не продолжив рассуждений о медиации в целом, будет ли это понятно… Например, в одной из дискуссий разгневанный (именно таково было эмоциональное состояние) коллега-юрист требовал объяснить с какой это стати медиаторы «бронебойней» судей, которых покупают на раз (высказывание не мое, имя коллеги не называю, он не «подписывался» на обнародование:-)) У меня не получилось объяснить, да и слушать меня не хотели, что медиатор не «бронебойней» и причины просто в совершенно иной плоскости.
Все-таки начну с коррупции, хотя не уверена, что удержусь в заданных самой себе рамках))) Несмотря на то, что коррупция является предметом моих размышлений уже много лет, я с трудом подавила в себе желание погуглить и найти определение термина коррупции)) Не буду! Что я думаю о коррупции? Во-первых, я абсолютно убеждена, что с коррупцией нельзя бороться, как бы в итоге не определить это понятие. Я уверена, что это явление, требующее изучения, исследования, но не для преследования и пресечения, а для изменения ситуации. Успешные примеры того реформы в образовании Японии и США прошлого века, давшие колоссальные экономические результаты.
Борьба с коррупцией – это, напротив, что-то укрепляющее ее проявления за счет «роста ставок», как мне думается.
Там, где кого-то коррумпируют или где кто-то коррумпирует других (а это два разных и таких интересных для исследователя процесса), есть что-то, что является предметом коррупции. Я бы сказала, что это власть. Не обязательно государственная)) Немного власти есть при определенных условиях и у смотрителя общественного сортира, простите за моветон:-)
Чем больше власти, тем выше ставки. И ставки – необязательно наличность в конвертике. Связи, дружба, даже человеческое тепло и участие (вспомнилось один давний случай, когда обладатель некой власти, женщина, просила передать заинтересованному лицу, что так-то ей ничего не надо, но «чисто человеческое общение» с таким мужчиной ее бы очень порадовало))) Да, разумеется, я знаю о коррупции не из книжек, да, я здесь живу, и я часть всего этого. Скажу больше, чтобы что-то увидеть и понять, иногда нет другого способа, как посмотреть изнутри)) Как я уже сказала, не вижу смысла кого-то преследовать, наказывать или разоблачать. Вижу только необходимость поиска решений пока не поздно. Необходимость для всех, коррумпируемых, коррумпирующих, и всех остальных, кому нечего «продать», каковых, кажется, в России становится подавляющее меньшинство – смекалка на то и нужна, чтобы продавать даже то, что никому не нужно))
И медиация один из путей, который можно применять прямо сейчас, сегодня, во избежание коррупции. По крайней мере, я в этом убеждена. Как всегда, найдутся те, кто приведет примеры «торговли» в медиации (уже привел, потому и упоминаю). Ответ прост – это не медиация, и даже не около нее.
Если вам позвонили и предложили оплатить кредит, который вы никогда не брали, вы же осознаете, что это – мошенники, а не банковская система, как таковая, и знаете, что с этим делать. В других случаях так же. Есть юридические услуги, а есть жулики, прикрывающиеся договором на оказание юруслуг. И так далее.
Из своего опыта, из опыта своих коллег, из всего, что я знаю о медиации, следует вывод – жулики в медиации не задерживаются, им тут не чем «поживиться».
Итак, важный момент – медиатор не обладает властью. Судья наделен властью принятия обязательного для всех решения. Оставим в стороне исполнимость и т.д. Но – власть есть, есть условия для коррупции.
Власть медиатора ограничивается установлением процедурных правил и возможностью (единственной) прекратить процедуру при нарушении этих правил. Коллеги потом поправят, и укажут, наверняка, на упрощенный подход Но, в данном случае, я не вижу возможности обойтись без упрощения, я бы даже сказала без некоторого утрирования.
Несмотря на отсутствие власти принятия решения, и мы все это знаем, все равно есть так называемые «ожидания сторон», которые привычно ждут, что кто-то все за них порешает, и с этим надо поработать (отдельный этап), и есть последующее (сознательное, подсознательное, бессознательное?:-)) стремление «привлечь» медиатора в союзники, получить его одобрение, понимание правоты позиции и т.д. И это тоже – часть профессии, и часть работы, которую нет смысла подробно описывать и обсуждать сейчас здесь.
Что, например, делает участник процедуры, стремящийся склонить медиатора на свою сторону? Привычно коррумпирует или делает что – то еще, обусловленное разными его стереотипами, комплексами и т.д.? Да все что угодно, чтобы оно ни было – об этом известно медиатору, и медиатор, наверно, практически в каждой процедуре через это проходит, как и через агрессию, не получившего ожидаемое… Все это уже специфические детали, которые не хочу и не могу обсуждать в статье, имеющий характер даже не «околонаучный»:-)
Второй важный момент – процедура состоится только в том случае, если медиатор останется нейтральным, то есть отработает все ожидания, и все провокации, уловки и все-все, что происходит в процедуре, но останется нейтральным.
И я опять страшно упрощаю, но все же считаю возможным утверждать, что утрата нейтральности – конец процедуры. Либо медиатор сам ее прекратит, осознав это, либо, если не прекратит – прекратят стороны. А если не прекратят, то это еще хуже – это верный путь, опять же по моему мнению, к профессиональной «смерти». Таков характер профессии.
Я не знаю, получилось ли у меня объяснить, почему в медиации невозможна коррупция. Но на том хочу и завершить тему, поскольку продолжая, только повторюсь: у медиатора нет власти, медиатор не может быть заинтересован в чем – либо, любая заинтересованность – это утрата нейтральности и конец процедуры.
А вот дальше я бы хотела чуть-чуть поразмышлять о том, почему так много людей считает что «я ведь тоже медиатор», почему суды выполняют несвойственные правосудию функции, почему формирование «правильного» юридического сообщества может помочь продвижению медиации и  в чем причины медленного ее продвижения сейчас, кто, зачем и почему «торгует» «образованием», и что мы все можем со всем этим сделать, а также о профессиональных функциях и границах в профессиях, а, может, не совсем об этом, но в этом направлении, и при этом в разрезе моего личного меняющегося восприятия:-) А уж затем вернуться к делу о дорогах, и рассказать, как там было дело, в нашем судебном процессе, уже более подробно, в том числе и как там «не случилась» медиация. Рассказ о самом деле будет скорее юмористическим, но, я думаю, что после «потока» сложных и серьезных рассуждений (пусть и в облегченном формате), читатели заслуживают право повеселиться)) Да, и не плакать же того, что интересы горожан декларируются, но не учитываются на деле?:-)
Все это в следующем выпуске, конечно, дабы не утомлять почтенную публику:-)

Комментариев нет:

Отправить комментарий