пятница, 20 сентября 2013 г.

Часть четвертая.
Не имеющая отношения к строительству. Ключевые слова.
«Отправной точкой уровня грамотности по всей стране на начало XX века принимаются данные на 1897 год, признанные отечественными и зарубежными учёными: всего — 21,1 %, в том числе 29,3 % мужчин и 13,1 % женщин[1]. По Сибири грамотность составляла соответственно 12 % (за вычетом детей до 9 лет — 16 %), по Средней Азии — 5 и 6 % соответственно[2] от всего населения….По данным переписи 1939 года, грамотность лиц в возрасте от 16 до 50 лет приближалась к 90 %. К началу 1940-х ситуация с неграмотностью в большинстве районов СССР перестала быть катастрофической».Википедия
Почему-то я об этом вспомнила, читая заметки по теме автомобильной дороги в СМИ. Я поясню, откуда ассоциация. Изучение фразеологии текстов газетных статей, прозы, стихов периода примерно 1937 года явилось в свое время благодатной почвой для исследований историков и филологов (например). Ярко выраженная оценочность, враждебность по отношению к любым формам инакомыслия и другие подобные качества характерны для фразеологии этого периода. Но, если вспомнить, что люди только вчера читать научились, при чем читать тексты именно печатные и максимально простые, то способ донесения информации с использованием такой фразеологии представляется во многом оправданным, как я думаю. Вчерашним неграмотным и малограмотным сразу же разъясняют «ху из ху» в этом мире. Для их же блага:-)
Но что чувствую я, когда со мной поступают подобным образом? Если мне «дают установку» грубо и в лоб, я чувствую раздражение от того, что кто-то меня «держит за идиотку», не способную самостоятельно разобраться с этим «ху из ху». Если установки даются потоньше и поделикатнее, то появляется неприятное ощущение, что мной пытаются манипулировать. Я во всех случаях хочу, чтобы мне давали информацию без «примесей» в виде оценок других людей, их эмоционального отношения к тому или иному вопросу (если, конечно, выражение эмоций не является целью автора). Мне даже не надо рассказывать, где и что хранится и как это получить. Главное, чтобы оно было. В открытом доступе. Мне кажется оправданным примитивизм в информировании малограмотных. Но информирование в современном мире, как я думаю, должно бы избавиться от черт урока словесности в начальной школе: Смотрите, дети, это волк! Он злой и ….)))
Это с одной стороны, а с другой – мы все равно получаем, то что получаем. Более того, если подумать, то подмена информирования указанием (установкой) происходит сплошь и рядом. Моя мама, вместо того, чтобы сказать мне, что сделали в мое отсутствие ее внуки, выдает текст о том, какое ужасное будущее ждет этих детей. Я, вместо того, чтобы сказать, какая на улице температура воздуха и скорость ветра, говорю ребенку «Надень теплую куртку, холодно». И так далее и так далее.
Можно, конечно, рассуждать о том, что СМИ должны информировать иначе, или информация органов власти обязана быть такой-то. На деле у текстов все равно есть фразеология, и это тоже информация:-) Я знаю, что моя мама, говорит не о детях, а о своей обиде или плохом самочувствие, мой ребенок знает, что я говорю не о погоде, а о своем страхе – вдруг заболеет. И СМИ нам тоже о чем-то говорят. Интересно вслушаться, интересно  попытаться понять, о чем же нам говорят, кто говорит, с какой целью…
Если взять приведенные ранее (или не приведенные, можно еще найти в сети) выдержки из статей, или публикаций на сайтах, в блогах, форумах и т.д., несложно увидеть, что они имеют разную эмоциональную окраску. Любые публикации 2008 года – первой половины 2011 года содержат в основном сведения о фактах: даты начала и окончания строительства в 80-е  годы двадцатого века, даты проведения исследований, информация о бюджете, о сроках и т.д. Сухо, сжато, без эмоций. Несколько туманно в отдельных частях.
О возможной проблеме с гаражами упоминается еще в 2008 году, но и тогда и далее указывается, что снос - один из возможных вариантов, что, если будут сносить, все порешают. Кстати, никаких особых обещаний, просто некое указание на то, что о возможном возникновении проблемы известно и ее решение предусмотрено. Например, тут:. «У нас некоторые захотят получить компенсацию денежными средствами, другие захотят, чтобы им построили или отвели место и построили на этом земельном участке гараж. Возникнут трения, может быть, в стоимости, а они обязательно возникнут», - отметил глава администрации Тамбова Александр Бобров.
Можно посмотреть цитаты во второй части этой истории, или найти в Сети – информация однотипна и дублируется.
Но вот, как я уже писала раньше, наступил момент, когда из всего множества вариантов строительства дороги выбран единственно возможный (или оптимальный? ну, неважно – выбран и все). Я могу предположить, что это август 2011 года (в июле, см. ранее, еще не было принято решение пройдет ли дорога через Бастионную или через Авиационную). После этого в публикациях стали появляться ключевые слова, то есть те слова, которые несут информацию не о фактах, а об отношении к ним. «Путепровод на Магистральной очень важен для города» (тут) – все чаще эти или похожие фразы встречаются в публикациях. В остальном, по-прежнему, спокойный тон публикаций, содержание информативное – о сроках, о количестве гаражей, об их сносе после строительства новых или предоставления компенсации и т.д.
Озвученные публично сроки окончания строительства нарушены один раз в 2011 году (заявлено было об окончании работ до конца года), второй раз в 2012 году (заявлялось первое сентября), третий и четвертый раз в 2013 году – День города и 1 октября соответственно.
Вот цитаты, обратите внимание на ключевые словаJ
«Отдельные категории наших горожан просто либо не хотят расставаться со своими гаражами, либо выдвигают совершенно нереальные предложения. Это равносильно тому, что «предоставьте мне гараж на Ленинской площади» - конечно же, это не реально», - сказал Андрей Игнатов, заместитель председателя комитета городского хозяйства Администрации города Тамбова» (читать тут).
«В прошлые годы было приватизировано, железнодорожный тупик, где сегодня запрашивают какие-то баснословные денежные средства для того, чтобы там открыть путепровод, открыть дорогу через этот железнодорожный тупик. Мы сегодня работаем в судебном порядке», - сказал Александр Бобров, глава администрации Тамбова (читать тут).
«…сложности по оформлению и сносу гаражей, попадающих в зону строительства дороги; не решается вопрос по пересечению строящейся автодороги и существующего железнодорожного пути, принадлежащего частному лицу» (тут). 
«Новая дорога позволит значительно сократить время поездки из одной части города в другую. Именно об этом руководство Тамбова не устает напоминать тем, кто ищет сиюминутную выгоду, не заботясь о перспективах развития города» (тут).
Публикаций много, в основном они просто дублируют друг друга, но почти во всех заметках, статьях, репортажах появляются эти самые ключевые слова: гаражники – «несговорчивые», «мешающие соединить улицы Магистральную и Бастионную», «сопротивляются «переселению» и «тормозят дальнейшие работы»; какие-то неизвестные частные лица запрашивают «баснословные деньги». Городские власти, напротив, «пытаются решить вопрос через суд», «согласовывают с владельцем железнодорожных путей», «построили новые помещения гаражей», «будут продолжать переговоры», «надеются».
Эмоциональная составляющая растет, информативная уменьшается, в быту мы бы сказали, что раздражение нарастает. Зачем и о чем все эти ключевые слова и фразы? Это информация об отношении местной власти к возникшей проблеме? Или это информации о способе реагирования представителей местной власти на возникновение проблем вообще? Или это информация об отношении к людям? Было бы попроще, если бы высказывание звучали так «Мы направили собственникам гаражей официальное предложение о компенсации в размере рыночной стоимости их строения либо равноценное помещение в районе таком-то. Рыночная стоимость определена отчетом об оценке в размере таком-то. Но собственники отказываются и требуют такую-то сумму либо помещение в таком-то районе. В связи с чем мы подготовили и направили в суд….»Ну, и так далее. Тут мы бы могли сами оценить разумность требований собственников гаражей. Но, даже если требования не разумны, это же не повод для раздражения? Правильно, это всего лишь повод проинформировать жителей о том, что иск об изъятии подан тогда-то, разумный срок рассмотрения спора в суде  составляет столько-то и, да, «мы надеемся»:-)
Вместо всего этого – ключевые слова, отражающие негативное отношение к отдельным категориям граждан, ищущих сиюминутной выгоды, несговорчивых и т.д. Еще есть это обезличивание – «запрашивают», «было приватизировано». Впрочем, не буду пускаться в психологические изыскания, хотя все это очень и очень интересно:-)
Кстати, в самых последних публикациях, если я не ошибаюсь, появились новые интонации. О сроках «возможно». О ситуации в целом «строительство затягивается».
Не знаю, воспринимают ли горожане вот это негативное отношение к «отдельным категориям», из-за которых все строительство остановилось. На мой взгляд, все остановилось по причинам, изложенным в предыдущих частях (о планировании и финансировании). Тем не менее, хочется прокомментировать ключевые слова и фразы с позиции «отдельных категорий». С позиций собственников гаражей я этого сделать не могу (почему-то они свою позицию не разместили в Сети, что странно), а вот о железной дороге слово замолвлю. В следующей части. Продолжение следует.

Комментариев нет:

Отправить комментарий